Часто встречаются схемы УКВ ЧМ радиоприемников на специализированной микросхеме К174ХА34. Как известно, эта микросхема содержит полный тракт УКВ ЧМ радиовещательного приемника без УМЗЧ. Такие характеристики микросхемы, как минимальный ток потребления при минимальном напряжении питания, и высокая чувствительность и селективность, позволяют предположить, что этот универсальный радиоприемник можно использовать и в составе радиоохранного устройства с небольшим радиусом действия.
Цепь задержки из R8 и С18 служит для того, чтобы исключить срабатывания от помех, которые в короткое время могут совпасть с частотой контура - сигнала нужной частоты должен воздействовать непрерывно более двух секунд, и только тогда напряжение на С18 достигнет уровня единицы, что приведет к переключению триггера не D1.1и D1.2.
Как только это произойдет триггер установит логический ноль на входе D1.3 и тем самым разрешит работу сигнального мультивибратора с пьезо-акустическим излучателем BF1. Теперь для того, чтобы выключить сигнализацию нужно с помощью SA1 отключить питание преемника, и затем включить снова. Зарядный ток конденсаторе С19 установит триггер в исходное положение
Все указанные на схемах транзисторы и диоды могут быть с любыми буквенными индексами. Резисторы на 0,125 Вт, электролитические конденсаторы типа К60-16 или К50-35, не электрические КГС, КМ, К10-7, контурные типа КТ или КД с минимальным ТКЕ, подстроенные КПК.
Катушки L2 и L3 автомобильного блока не имеют характеристики, они намотаны проводом ПЭВ-2 0,8 на оправке диаметром 6 мм. L2 содержит 4 витка, а L3 расположена между её витком и содержит 1,5 витка. Конструктивно эти катушки расположены в той чести корпуса, к которой прикреплена антенна катушка L1 - дроссель, она намотана на постоянном резисторе МЛТ-0,5 сопротивлением более 100 кОм, и содержит 70 витков ПЭВ-2 0,12.
Настройку автомобильного блока следует начать с выключенным передатчиком (сделать его можно выпаяв один из выводов L1). Нужно подключить лампу накаливания на 13,5В и ток не более 0,3А между контактами К4 и К2 и подать питание на контакты К2 и К3. Лампа не должна гореть. Затем нужно замкнуть К1 на общий провод - состояние схемы не должно изменяться а течении 10-15 сек.
По истечении в того времени нужно повторно замкнуть К1 на общий провод, при этом лампа загорится о задержкой в 4-5 сек и будет гореть в течении 10-15 секунд. В этом случае схема автосторожа исправна.
Теперь можно перейти к настройке передатчика предварительно нужно определить наличие свободного участка в одном из УКВ ЧМ радиовещательных диапазонов по образцовому радиовещательному приемнику. Затем нужно впаять L1 и выпаять диоды VD4 и VD6 к передатчику нужно подключить ту антенну с которой он будет работать Вращая подстроенные С2 и С3 нужно установить их в такое положение при котором сигнал будет излучаться в нужном участке диапазона и с максимальной мощностью (мощность можно скорректировать дополнительно подбором R1) Контролировать это можно по образцовому приемнику.
Затем нужно установить частоту модулирующего мультивибратора на выбранный уровень, в данном случае на 4330 гц подбором R3. Затем впаяйте диоды и проверьте работу схемы в целом, после выдержки времени после включения питания передатчик должен включаться в момент замыкания К1 на общий провод и работать до перехода схемы в исходное положение.
Теперь о приемнике. В нем используются такие-же детали как и в автомобильном блоке. Катушка L1 бескаркасная, она намотана на болте М3, который затем вывинчен из нее. Она содержит 6 витков ПЭВ-2 0,31. Катушка дешифратора L2 намотана на каркасе от приемника ВЭФ 202 с подстроечным сердечником и боковыми чашками (можно использовать СБ 23А с подстроечником), она содержит 150 витков ПЭВ-2 0,12 с отводом от 50-го витка для другой частоты и количество витков будет другим.
Настройку приемника нужно начать с высокочастотного тракта Подключите к его выходу простой УЗЧ или головные телефоны с высоким сопротивлением, и включив автомобильный блок настройте приемник конденсатором С6 на частоту передатчика. Затем следует сопряжение частот шифрации приемника и передатчика. Это можно сделать подстройкой сердечника L2 приемника и более точной подстройкой R3 автомобильного блока.
После того как частоты сопряжены можно установить компромисс между надежностью срабатывания с максимального расстояния и минимум ложных срабатываний от помех, подбором резисторов R2 и R7. Что касается микросхем, то К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ6 или К564ЛЕ5, звуковой излучатель использован ЗП-3, но можно любой малогабаритный пьезоэлектрический.
Следует заметить, что на база этой схемы несложно сделать многокомандную систему радиоуправления моделями если в задающем мультивибраторе установить переключатель резисторов R3, а приемник дополнить сколькими компараторами о контурами на входах, по получению команд. В этом случае схемы на элементах D1.3-D2.3 в автомобильном блоке и D1.1-D1.4 в приемнике нужно исключить или собрать на этих элементах исполнительные устройства.