Часто встречаются схемы УКВ ЧМ радиоприемников на специализированной микросхеме К174ХА34. Как известно, эта микросхема содержит полный тракт УКВ ЧМ радиовещательного приемника без УМЗЧ. Такие характеристики микросхемы, как минимальный ток потребления при минимальном напряжении питания, и высокая чувствительность и селективность, позволяют предположить, что этот универсальный радиоприемник можно использовать и в составе радиоохранного устройства с небольшим радиусом действия.
Автосторож имеет следующие характеристики:• Напряжение питания автомобильного блока - 10-15В
• Ток потребления автомобильного блока в ждущем режиме не более — 10mА
• Напряжение питания радиоприемника — 6-9В
• Ток потребления приемником в ждущем режиме не более — 6 mА
• Несущая частота радиоканала в диапазоне УКВ ЧМ РВ — 65-108 МГц
• Частота канала не имеет кварцевой стабилизации.
• Девиация частоты в пределах — 200 кГц
• Чувствительность приемника не хуже — 1 мкВ
• Мощность передатчика не менее — 0,1 Вт
Охранное устройство, в основном, представляет собой обыкновенный автосторож с акустической сигнализацией, функция радиосигнализации скорее, носит дополнительный характер.
Алгоритм работы таков. Перед выходом из салона автомобиля владелец при помощи дополнительного потайного тумблера подает на схему напряжение ст аккумулятора. После этого схема отрабатывает выдержку в 15 секунд, которая нужна для того, чтобы владелец успел закрыть все двери и багажник. После окончания этой выдержки вход схемы открывается и она переходит в дежурный режим.
В данном случае для срабатывания используется механический контактный датчик, контакты которого при открывании двери замыкают шлейф на корпус. Роль такого датчика может выполнять автоматический выключатель освещения салона или выход электронного датчика. После того как датчик сработал схема баз задержки включает радиопередатчик, и с 5-ти секундной задержкой непрерывный акустический сигнал, длительностью 15-20 секунд.
После окончания этого времени схема переходит в ждущий режим, но приемник продолжает издавать звуковой сигнал до тех пор пока его не выключат (сброс выполняется в момент включения). В результате даже в том случае, если после открывания двери отключить питание от автомобильного блока приемник продолжает "пищать" до своею выключения.
Принципиальная схема автомобильного блока показана на рисунке 2. Собственно передатчик выполнен на транзисторе VT1 по однокаскадной схеме. Несущая частота определяется параметрами контура L2 С2 С3 С5 VD1.
Девиация частоты достигается изменением емкости варикапа VD1, который входит в состав этого контура. Роль модулятора выполняет мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 вырабатывающий прямоугольные импульсы строго определенной частоты, которая и является идентификатором передатчика.
Собственно автосигнализация выполнена на элементах D1.3-D2.3. Контактный винт К1 подключается к датчику. Диод VD3 служит для того, чтобы при использовании в качестве датчика осветительной системы салона, не вышел из строя элемент D2.1 из-за подачи на его вход постоянного напряжения при отсутствии напряжения питания имеется ввиду время когда сигнализация выключена тумблером, включенным в разрыва цепи питания.
При включении питания конденсатор С9 начинает заряжаться и напряжение на выводе 2 D2.1 в течении времени зарядки С9 через резистор R9 находится в пределах единицы. В это время на выходе элемента нуль не зависимо от уровня на его входе 1. Время зарядки С9 это как раз, то время, которое отводится на закрывание дверей и багажника. После зарядки конденсатора до уровня нуля элемент открывается и каждое замыкание К1 с общим проводом вызывает появление единицы на его выходе.
Первая-же из этих единиц выпускает одновибратор на D2.2 и D2.3, который отрабатывает положительный импульс длительностью 20-26 секунд. Величина длительности импульса определяется постоянной времени цепи С11 R11. Этот импульс с выхода D2.3 поступает на два диода VD4 и VD5 и закрывает их. В результате запускается модулирующий мультивибратор и генератор передатчика на VT1 (в ждущем режиме диод VD4 шунтирует базовую цепь VT1 и понижением напряжения смещения срывает генерацию, как только этот диод закрывается генерация возобновляется)
В то-же время этот-же импульс поступает через цепь задержки времени около трех секунд) R10 С10 на формирователь положительного уровня элементах D1.3 и D1.4, с выхода которого положительное напряжение поступает на вход транзисторного ключа на VT2 и VT3, который управляет реле звукового сигнала. Диод VD6 служит для разрядки С10 при возвращении схемы в ждущий режим.
Напряжение питания микросхем стабилизировано параметрическим стабилизатором на стабилитроне VD7, а диод VD2 служит для защиты от ошибочного неправильного подключения полюсов питания. Тумблер включается в разрыв провода, идущего от К2 к аккумулятору. Роль антенны выполняет проволочная спица длиной около 40 см.
Принципиальная схема радиоприемника показана на рисунке 1. Радиотракт, как уже отмечалось, выполнен на микросхеме А1 К174ХА34, включенной по типовой схеме без входного контура. Частота настройки радиотракта определяется исключительно частотой гетеродина, равной частота настройки контура 11 С6.
Сигнал излучаемый антенной автомобильного блока принимается антенной приемника и обрабатывается этой микросхемой, как это уже было неоднократно описано в литературе. Низкочастотный сигнал состоящий из импульсов частоты, равной частоте импульсов на выходе модулирующего мультивибратора автомобильного блока выделяется на выводе 14 микросхемы, его амплитуда около 100 мВ.
Схема дешифровки выполнена на компараторе А2. Постоянная составляющая и переменная напряжения поступают на входы этого компаратора через резисторы R5 и R6. Цепь из резисторов R3 и R6 и конденсаторе С16 создает опорное образцовое напряжение на инверсном входе этого компаратора. Это напряжение получается немного больше уровня постоянной составляющей на выходе детектора.
В то-же время постоянная составляющая детектора через резистор R5, катушку L2 и диод VD2 поступает на прямой вход компараторе. Это напряжение всегда при отсутствии кодового сигнала (сигнала той частоты на которую настроен L2C14) оказывается несколько ниже напряжения на инверсном входе, и в результате напряжение на выходе компараторе равно нулю.
Как только срабатывает автомобильный блок, его передатчик излучает сигнал, промодулированный кодовой частотой, в данном случае 4330 Гц, но частота может быть любая в диапазоне 2500-6250 Гц, в зависимости от настройки модулирующего мультивибратора и контура дешифратора. Если частота сигнала соответствует той, на которую настроен L2 С14, то на катоде VD2 появляется положительное постоянное напряжение, которое складывается с напряжением на прямом входе компаратора и в результате напряжение на этом входе устанавливается выше напряжения на его инверсном входе, напряжение на выходе становится равно единице.