К сожалению, не все автомобили оснащаются светящимися в темноте часами. В тоже время купить электронные часы на светодиодах, которые можно без переделок установить в машину достаточно сложно. Отечественные с люминесцентными индикаторами требуют импульсного преобразователя напряжения, да и их "мерцающее" свечение утомляет глаза, китайские светодиодные радиобудильники имеют очень низкую точность. К тому-же желательно иметь часы, которые показывают не только текущее время, но и время в пути.
Принципиальная схема часов такого типа показана на рисунках 1 и 2. Часы имеют два светодиодных табло, на первом - текущее время, на втором - время в пути. Каждое табло имеет свой отдельный будильник, который может работать как обычно, например для предупреждении о том, что за рулем вы провели достаточно времени и пора отдохнуть, или о том, что пора вставать, чтобы не проспать и не опоздать к месту назначения, или оба будильника могут управлять противоугонной сигнализацией, входящей в состав часов.
Например, автомобиль ночует во дворе вашею дома, и вы хотите чтобы сигнализация включалась с наступлением темноты, и отключалась утром, за несколько минут до того, как вы отправитесь на работу. Для этого нужно установить соответствующим образом будильники и включить режим сигнализации.
Теперь в течении установленного интервала (например с 1800 до 7W) сигнализация сработает сразу же после срабатывания датчика, без задержки, которая обычно дается вам и вору для отключения потайным тумблером. В тоже время будить по утрам соседей вы не будите, сигнализация отключится точно вовремя.
Основой схемы дослужил хорошо известный радиолюбителям часовой комплект: К176ИЕ12, К176ИЕ13, К176ИД2. Отличие от типовой схемы включения ь том, что один задающий генератор на К176ИЕ12 работает на двое часов, каждые на К176ИЕ13 и К176ИД2. Часы текущего времени собраны на микросхемах D1, D2, D3.
В состав микросхемы К176ИЕ12 (D1) входит кварцевый генератор на частоту 32768 гц и комплект счетчиков-делителей, которые формируют импульсы с частотой в 1 гц, 2 гц, четыре сдвинутых по фазе на четверть периода, последовательности с частотой 128 гц (выходы Т1-Т4) для обеспечения динамической индикации, и один выход М - на котором импульсы с периодом 60 секунд.
С выходов F, S2, М импульсы частотами 1024, 2 и 1/60 гц поступают на счетчик на микросхеме D2 - К176ИЕ13, в состав которого входят счетчики минут и часов, ячейка памяти будильника, цифровые компараторы для сравнения содержимого ячейки памяти будильника с содержимым счетчиков и выдачи тревожный импульсов (положительных) на выводе HS.
Кроме того микросхема содержит коммутатор выходов счетчиков, который управляется импульсами с выходов D1 - Т1-Т4, таким образом, чтобы при включении соответствующего разряда индикатора на выходе микросхемы был код с выхода соответствующего счетчика. Двоичный код преобразуется в семисегментный дешифратором D3. На его выходе включены четыре индикатора, переключаемые по сигналам с выходов Т1-Т4 D1 транзисторными ключами VT1-VT4.
Кнопка S1 служит для установки минут, S2 для установки часов, S3 включает режим установки будильника. При нажатии на S1 показания индикаторов минут изменяются от "00" до "59" с частотой 2 гц, в момент перехода от "59" к "00" показания часов изменяются на единицу. Если нажать S2 таким-же образом будут изменяться показания часов от "00" до "23". Для установки будильника нужно держать нажатой S3 и установить время срабатывания будильника кнопками S1 и S2. S4 - служит для коррекции хода.
Часы отсчета времени в пути сделаны таким-же образом, на счетчике D4 и дешифраторе D5. Установка времени и будильника производится кнопками S7,S6 и S5 по такому-же алгоритму.
Каскад на транзисторе VT5 служит для отключения индикаторов в то время, когда выключено зажигание. Микросхемы питаются от стабилизатора напряжением 9 В на транзисторе VT6. Конденсатор С6 большой емкости и диод VD9 служат для предотвращения сбоя в работе часов при кратковременном отключении электроэнергии.
На рисунке 2 показана сторожевая часть часов. Роль датчика здесь выполняет дверной выключатель, который замыкает свой контакт на общий провод при открывании двери (на "жигулях" такие выключатели включают свет в салоне при открывании двери).
S9 служит для переключения режимов работы "будильник" и "сигнализация" на схеме он показан в положении "будильник". В этом случае тревожные сигналы от выходов HS микросхем ИЕ13 поступают через диоды на транзисторный ключ на YT8. Отключить тревожный сигнал можно выключателем S10.
В другом положении S9 при срабатывании первого будильника (HS1) триггер на D6.1 D6.2 устанавливается нулевое положение и открывает элемент D6.3. Теперь при открывании двери катод диода VD14 соединяется с общим проводом и на выходе D6.3 устанавливается единица. Счетчик D7 устанавливается в ноль.
Ноль с его выхода 8 открывает D6.4 и через него проходят импульс частотой 1 гц. Теперь эти импульсы поступают на ключ на транзисторах VT9 VT10, который подает ток на реле звукового сигнала автомобиля.
После того как дверь будет закрыта начнет работать счетчик D7 и по истечении восьми секунд D6.4 закроется и схема установится в исходное положение.
Отключение сигнализации происходит по сигналу второго будильника. При этом триггер на D6.1 D6.2 устанавливается в единичное состояние и D6.3 закрывается, блокируя датчик.
Перед тем как ехать желательно отключить питание сигнализации. Светодиод VD16 существенной роли не играет, он служит для предупреждения окружающих о том, что машина под охраной.