Большинстве любительских и промышленного производства простых радио охранных устройств имеют очень похожие звучания сигнализаций, у совсем простых это постоянный или прерывистый сигнал автомобильного клаксона, у более сложных двухтональная сирена. В результате выделить звук своего автомобиля среди всеобщего уличного шума довольно сложно. Автор перепробовал несколько вариантов сирен на базе музыкальных звонков и шкатулок, и пришел к выводу, что при самостоятельном изготовлении генератора музыкального сигнала схема получается не оправдано сложная.
Тем не менее в уличных ларьках и магазинах игрушек часто встречаются электронные музыкальные брелки.
Один из таких приборов китайского производства имеет восемь мелодий (четыре мелодии и четыре имитации сигнальных сирен полиции, скорой помощи, телефонного звонка, и шумовой последовательность) Учитывая стоимость такого аппарата, его разумно использовать в качестве музыкального генератора
Тем, кто не знаком с подобными произведениями китайской электронной промышленности, интересно будет узнать, что брелок представляет собой пластмассовый корпус с восемью резиновыми кнопками. Внутри корпуса расположена печатная плата с бескорпусной микросхемой. Роль звукоизлучателя выполняет телефонный электромагнитный капсюль, вроде тех, что используются в китайских телефонах-трубках.
Излучатель подключается к выходу микросхемы через транзисторный ключ. Питается "система" от двух дисковых элементов общим напряжение 2,4 В. При нажатии на одну из кнопок звучит мелодия или имитация, которая все время повторяется до тех пор пока кнопку удерживают.
На базе такого брелка сделана простая автомобильная сигнализация, использующая контактные датчики замыкания на массу.
Она работает таким образом. При включении при помощи скрытного тумблера на схему подается питание. Вход схемы оказывается заблокированным на 20 секунд, что необходимо для того, чтобы владелец машины успел выйти из салона и закрыть все двери, приведя тем самым все датчики в состояние покоя. После окончания этой выдержки схема переходит в ищущий режим.
Как только замываются контакты одного из датчиков (например дверного выключателя освещения салона) звукоизлучатель сигнализации издает короткий звук, предупреждающий о том, что машина находится под охраной. Затем по истечении пяти секунд, которые даны для того, чтобы владелец мог открыть дверь и отключить сигнализацию "скрытным" тумблером, сигнал включается снова, но теперь звучит заранее выбранная мелодия если имитация повторяясь в течении 16-ти секунд, затем схема возвращается в ищущий режим.
Принципиальная схема устройства показана на рисунке 1. Охранное устройство выполнено на двух микросхемах К561ЛЕ5. Схема имеет один вход, и все датчики подключаются именно к нему, и следовательно воспринимаются равноценно (контакт XS1). На элементе D1.1 ключевое устройство, которое блокирует вход в течении 20-ти секунд после включения.
Это время определяется временем зарядки конденсатора С1 через резистор R1. Время, в течении которого звучит короткий предупредительный сигнал определяется длительностью импульса, вырабатываемого одновибратором на D2.2 и D2.3, которая зависит от времени зарядки С4 через R4. Время в течении которого звучит мелодия или имитация задается одновибратором на D1.2 и D1.3 и зависит от времени зарядки С2 через R3.
Для того, чтобы обеспечить задержку для выключения устройства, используется цепь задержки на элементах R5, R6, VD2, С3. Задержка, зависит от времени зарядки С3 через R5, а R6 и VD2 служат дня ускоренной разрядки этого конденсатора после того как схема вернется в ищущий режим.
Сигналы от цели задержки и одновибратора предупредительного сигнала поступают на входы элемента D2.1 и, формирующийся при поступлении одного из этих сигналов, логический нуль на его выходе, поступает на вход коммутатора на элементе D2.4 открывая его. В результате импульсы от музыкального генератора АХ1 поступают через него на ключевой транзистор VT1, в коллекторной цепи, которого включен звукоизлучатель.
Питание на АХ1 поступает через параметрический стабилизатор на VD3, который понижает напряжение до 3,3 В. Капсюль и кнопки АХ1 исключены, понравившаяся мелодия или имитация запрограммирована спайкой дорожек на печатной плате АХ1 которые раньше замыкались соответствующей кнопкой. В коллекторную цепь выходного транзистора АХ1 включен резистор R8, который вместе с этим транзистором является преобразователем уровня.
В качестве звукоизлучателя используется автомобильный клаксон с удаленным фиксатором. Его можно удалить вывинтив настроечный болт М3, находящийся на тыльной стороне клаксона (его легко видно, он сильно выступает и застопорен гайкой). Клаксон - вещь достаточно мощная и через его обмотку протекает ток около 6-ти ампер, поэтому и в выходном каскаде используется мощный составной ключевой транзистор VT1, который нужно устанавливать на радиатор.
Корпус транзистора нужно изолировать слюдой, а радиатор должен иметь контакт с кузовом для лучшего теплоотвода. Вместо переделанного клаксона можно использовать мощный динамический громкоговоритель, качество звука в этом случае значительно лучше, но динамики подвержены влиянию влажности, а устанавливать его а салоне нет смысла. Все же лучше всего использовать излучатель от мегафона, если есть возможность достать, или от зарубежной сигнализации.
Охранное устройство смонтировано на печатной плате, изображенной на рисунке в натуральную величину АХ1 и платы установлены в пластмассовый корпус. Конденсаторы С1, С2, С3 и С4 типа К53-1 с минимальной утечкой.