Многие радиолюбители, особенно владеющие смежными специальностями, помимо конструирования чисто электронных устройств, занимаются еще и различной автоматикой, механикой, работающей от электропривода и управляемой по радио или программно. Для радиоуправления в качестве схемы кодера-декодера очень удобен комплект микросхем кодера-декодера от телефонии, использующих двухтональное кодирование (DTMF). Эти микросхемы широкодоступны, а применяемый в них способ кодирования отличается высокой помехозащищенностью и хорошей пригодностью практически для любого канала передачи (даже для акустического).
Приводится много различных схем дистанционного и радиоуправления, использующих DTMF, но в основном, на приемной части описывается участок от антенны до двоичных выходов микросхемы-декодера. Описаний исполнительных узлов практически нет.
Хочу восполнить этот пробел, и предлагаю описание исполнительного узла, управляющего маршевым и рулевым двигателем радиоуправляемой модели, специально предназначенного для двоичных выходов DTMF декодера.
На рисунке приведена схема драйвера двух двигателей, - маршевого М1 и рулевого М2. В модели двигатель М1 приводит в движение задние колеса, перемещающие модель вперед или назад. Двигатель М2 через редуктор связан с рулевым механизмом, поворачивающим влево или вправо переднее рулевое колесо (или передние рулевые колеса, если это модель автомобиля). Каждый драйвер сделан на шести транзисторах по схеме мостового ключа. Рассмотрим его работу на примере двигателя М1.
Управление производится подачей логических уровней на базы транзисторов VT1 и VT2 (через токоограничивающие резисторы R1 и R2). Когда на обе базы поступают логические нули все транзисторы закрыты и двигатель М1 выключен.
При подаче высокого уровня на базу VT1, он открывается и через себя и резисторы R7 и R9 подает открывающий ток на базу мощного транзистора VT3, который открываясь подключает к плюсу питания верхний (по схеме) вывод М1. В то же время, напряжением на эмиттере VT1 открывается мощный транзистор VT6 и подключает нижний (по схеме) вывод М1 к минусу питания. Вал двигателя М1 вращается в одну сторону.
Чтобы изменить направление вращения нужно установить на базе VT1 ноль, а на базу VT2 подать высокий уровень. Это приведет к закрыванию транзисторов VT3 и VT6 и открыванию VT4 и VT5. Полярность подачи тока на М1 изменится, изменится и его направление вращения.
Таким образом, входной код «00» - остановка, «01»- вращение в одну сторону, «10» - вращение в другую сторону. Код «11» недопустим. Второй драйвер такой же. Теперь остается подать на входы драйверов двоичный код с выхода микросхемы декодера DTMF (например, КР1008ВЖ18).
Полный пульт управления кодера DTMF обычно состоит из 12-ти или 16-ти кнопок. Нам желателем последний («0», «1», «2», «3», «4». «5», «6», «7», „8», «9», «#», «*». «А», «в», «С», «D»). Однако, использовать для управления моделью мы будем только девять кнопок - «О», «О», «1», «2», «4», «5», «6», «8» и «9». Остальные кнопки не только не нужны, но и вредны, так как при их нажатиях генерируются недопустимые коды, могущие привести к порче драйверов. Поэтому неиспользуемые кнопки лучше удалить (или сразу их не устанавливать). Теперь о порядке работы системы:
1. Полный стоп-«D»
2. Движение назад прямо - «1»
3. Движение вперед прямо - «2»
4. Остановка и поворот руля влево - «4»
5. Остановка и поворот руля вправо - «8»
6. Движение вперед и руль влево - «6»
7. Движение вперед и руль вправо - «0»
8. Движение назад и руль влево - «5»
9. Движение назад и руль вправо - «9».
Управлять моделью будет много удобнее если кнопки расположить на пульте управления примерно таким образом: «2» «6» «0» «4» «D» «8» «5» «9» «1»
Одновременно нажимать несколько кнопок нельзя. Например, если нужно поехать прямо, затем плавно повернуть налево, сдать задним ходом и остановиться, нужно сначала нажать «2», затем в начале поворота нажать «6», затем после завершения поворота нажать «8» и после выпрямления руля нажать «1», остановиться нажатием «D».